logograd (logograd) wrote,
logograd
logograd

Categories:

Черногорское...

(с)

Экономическая ситуация в Черногории продолжает стремительно ухудшаться. Дела этой балканской республики были не самыми блестящими и до пандемии, а с приходом COVID-19 и исчезновением главной статьи черногорских доходов — туризма экономика ушла в штопор. На начало 2021 года общий госдолг 600-тысячной Черногории составил €4,33 млрд, или 103% от ВВП.




Согласно официальным данным, 14,5% госдолга Черногории приходится на Китай. В результате каждый гражданин страны должен китайской экономике свыше €1 тыс., и эти цифры продолжают стремительно расти.

Где же связь между маленькой балканской республикой и Поднебесной? Как Черногории, вступившей в 2017 году в НАТО и стремящейся поскорее попасть в ЕС, "посчастливилось" так задолжать Китаю?

"Исторический проект"

Началось все в сытые для Черногории 2010-е. Тогда республика, в 2006 году отсоединившаяся от Сербии, испытывала инвестиционный бум. Туристы приезжали в эту красивую страну на отдых, поражались ее гостеприимству и дешевизне, а затем покупали недвижимость по астрономическим для местного населения ценам.

Из одной России в Черногорию, по оценкам местных экспертов, поступило $10–15 млрд инвестиций, которые в основном были потрачены как раз на недвижимость.

Власти страны во главе с бессменным лидером Мило Джукановичем, только что разменявшим свой второй десяток у власти, затеяли проект, который должен был поразить всех: и соседей по бывшей Югославии, и туристов, и благодарное потомство. "Проектом века" тогда выбрали строительство невероятно дорогой трассы от побережья Адриатического моря до границы с Сербией.

Черногорцы шутят, что их страна маленькая, но если все ее горы разутюжить гигантским утюгом, то она станет одной из крупнейших в мире. Доля истины в этой шутке есть — Черногория необычайно гориста. Провести автотрассу в таких условиях чрезвычайно дорого, поскольку большую часть дороги составляют мосты над глубокими пропастями и тоннели в горах.

Первая компания, которая выиграла тендер на строительство 170-километровой трассы Бар — Боляре, — хорватский консорциум Konstruktor-IGH-Tehnika оценил стоимость строительства в €2,77 млрд, то есть более €16 млн за 1 километр трассы. Однако консорциум оказался финансово несостоятельным, и Подгорица передала проект китайской компании China Road and Bridge Corporation (CRBC). При этом кредит на строительство был взят тоже у Поднебесной в Китайском экспортно-импортном банке (China Exim).

В 2015 году состоялось торжественное начало строительства дороги. Приоритетным был признан участок от столицы страны Подгорицы с населением в 174 тыс. человек до городка Колашин с населением в 2 725 человек. На этом отрезке в 41 километр согласно проекту построено 45 мостов и виадуков, а также 32 тоннеля.

Одной из главных "заморочек" на участке Подгорица — Колашин стал мост Морача — самый большой на территории бывшей Югославии. Его высота составляет 175 метров, ширина — 23,4 метра, длина — 960 метров. Конструкция базируется на пяти опорах, размеры самой крупной из которых составляют 33 на 26 метров.

Черногорцы планировали, что за четыре года построят автотрассу и начнут зарабатывать на платном проезде. Из этих доходов хотели отдавать долги по кредиту китайскому банку, однако схема показала свою несостоятельность. Ожидалось, что проект стоимостью €800 млн будет завершен к 2019 году, но окончание строительства несколько раз откладывалось, а его стоимость со временем возросла, по данным черногорских СМИ, до €1,3 млрд.

"В сущности, эта автотрасса никуда не ведет. Она начинается из одной точки возле столицы Подгорицы и ведет к местечку вблизи города Колашин. Проект изначально был спорным, как и спорными являются возможности Черногории финансировать этот проект", — уточнил мне черногорский эксперт Игор Дамьянович.



Первые проблемы

Одним из первых скандалов вокруг автотрассы стали ошибки в проекте. Как сообщали местные СМИ, черногорская сторона пыталась максимально снизить стоимость. Компания CRBC пошла навстречу желаниям заказчиков. Однако после завершения строительства первых участков выяснилось, что в результате "экономии" исчезли водостоки, освещение трассы, а также подъездные пути к автобану. Разразился скандал, результатом которого стал дополнительный договор и выделение новых средств на строительство. Несмотря на подобные утечки, общество Черногории весьма дозированно получало информацию о строительстве, все данные были засекречены предыдущим правительством.
Приближались сроки первых платежей Черногории банку China Exim по кредиту, когда в стране после многомесячных протестов против ущемления Сербской православной церкви рухнул режим Мило Джукановича. Пришедшая к власти коалиция во главе с премьером Здравко Кривокапичем вынуждена была в срочном порядке разбираться с огромными долгами и одновременно бороться с пандемией, особенно сильно ударившей по республике.

Неожиданно оказалось, что, согласно договору займа, китайский банк сможет в случае задержек выплат по кредиту потребовать выплаты основного тела кредита. В случае невозможности отдать долг Черногория будет вынуждена погасить задолженность государственным имуществом или территориями. При этом в бумагах предусмотрено, что судебный арбитраж будет проходить в Китае.

Одновременно резко возросли инвестиции Поднебесной в черногорскую экономику. По данным местных аналитиков, с 2006 по 2019 год китайские инвестиции составляли всего €10 млн. А всего за один 2020 год они поднялись до €71,2 млн (уступает только России).


Подгорица бьет тревогу

17 марта молодой и активный вице-премьер правительства Черногории Дритан Абазович в ходе визита в ЕС публично выступил с неожиданным предложением. Он призвал Евросоюз выкупить черногорский долг перед КНР в размере $1 млрд, чтобы снизить зависимость балканской страны от Пекина.

ЕС подумал и отказался. Представитель Брюсселя Питер Стано 12 апреля сообщил, что Евросоюз не выплачивает долги своих партнеров, которые те берут у третьих стран. В то же время предсказуемо заявив о своей "большой озабоченности" китайскими кредитами Черногории.

Эксперт Игор Дамьянович считает предложения Абазовича скандалом, который нанес серьезные репутационные потери Черногории как в переговорах с Китаем, так и в переговорах о вступлении в ЕС.

"Помимо непродуманного решения о строительстве трассы бывшего правительства я бы отметил также достаточную несерьезность сегодняшней власти, например, вице-премьера правительства Дритана Абазовича и главы МИД Джордже Радуловича. Вице-премьер Абазович устроил скандал, когда несколько недель назад поехал в ЕС и там попросил, чтобы европейские банки выкупили черногорский долг перед Китаем, а Черногория будет платить долг Евросоюзу на тех же условиях. И эту просьбу он озвучил публично, а не на какой-то закрытой встрече. Из Брюсселя поступил ответ, что Евросоюз не интересуют черногорские долги Китаю. Такая ситуация создает угрозу Черногории. Абсолютно ясно, что Черногория не может выплатить этот кредит.

А сейчас, когда у Китая есть информация, что ЕС не собирается помогать Черногории, китайские инвесторы имеют одной причиной меньше идти навстречу Подгорице. С другой стороны, народ Черногории видит к себе недружелюбное отношение со стороны ЕС. При этом глава МИД Радулович постоянно твердит, что Черногория — проевропейская страна, что вступление в ЕС не имеет альтернативы. Буду откровенен, это тоже ослабление нашей переговорной позиции", — считает Дамьянович.


Чем возвращать будут?

Информация о невозможности вернуть долги Китаю привела к появлению самых невероятных слухов в Черногории. Наиболее пугающим для местного населения, живущего от доходов туристического бизнеса, стала информация о том, что Китай заберет себе все черногорское побережье Адриатики.

"Что касается заголовков СМИ о том, что Китай может забрать черногорское побережье, то должен сказать, что они чрезмерные и вызваны желанием создать "сенсацию". Это, конечно, невозможно", — считает Игор Дамьянович.

Однако Черногории угрожает не менее опасный в долгосрочной перспективе исход. Например, в качестве погашения долга Китай может потребовать у Черногории такой государственный актив, как морской порт Бар. Рассматриваются также варианты отдать Китаю в концессию на 100 лет построенную на 93% автотрассу или передать в китайскую собственность черногорский участок железной дороги Бар — Белград.

Тем не менее именно порт Бар остается наиболее вероятной оплатой, особенно учитывая практику приобретения Китаем порта Пирей в Греции или порта Хамбантота на Шри-Ланке в последнее десятилетие. Конечно, сам по себе черногорский порт в некотором смысле — "чемодан без ручки", однако учитывая активное строительство китайскими компаниями дорог по территории Сербии к черногорской границе, все может вскоре измениться.

Порт Бар был заложен в начале XX века, уничтожен во время Второй мировой войны, а затем заново отстроен Югославией в 1965 году. В настоящий момент мощность порта составляет около 5 млн тонн товаров ежегодно. Бар соединен с Белградом железной дорогой, которая в последние годы серьезно обветшала и требует ремонта.

"Что реально может случиться с этим долгом Китаю в $1 млрд? Судебный процесс был бы долгим, и результат был бы не завтра. Но китайские инвесторы могли бы, если правительство Черногории не заплатит, взять себе порт Бар. В рамках этого варианта появлялись спекуляции, что черногорский долг Китаю могла бы выкупить Сербия, поскольку президент Сербии Александар Вучич широко и качественно сотрудничает с Китаем. Если бы порт Бар был куплен, Сербия могла бы вложить средства в воссоздание железной дороги Бар — Белград и строительство еще одного участка автотрассы", — сообщил Дамьянович.

Отсутствие у Сербии выхода к морю является большой проблемой для ее экономики. Поэтому вариант покупки морского порта значим для Белграда, учитывая тот факт, что Китай и без того весьма успешно ведет перевалку своих грузов через Грецию в Сербию и далее в ЕС в рамках "Шелкового пути". Продажа черногорского долга Сербии освободила бы Пекин от проблемных активов и одновременно вознесла бы Китай до союзника "номер один" для ключевой страны Балканского региона — Сербии, отодвинув на вторые роли Москву и Брюссель.

Что касается Черногории, то страна в существующих условиях утратила любую свободу маневра и вопрос взыскания долгов неотвратим. От правительства страны зависит только, перейдет ли этот процесс в долгий судебный или окончится взаимовыгодным обменом на госактивы по согласию сторон.





А давайте просто купим ВСЮ Черногорию? Сраный миллиард долларов с хвостиком, вообще ниачОм. А так будет своя, карманная страна. Ну типа дачный кооператив для своих. Ну чо кривляться? Один хуй там половина всей недвиги на наших чиновников записана.

Понятно, что мне туда не попасть, та и хусим. Может места на пляжах в Сочи или Крымнаш больше станет. Туда-то я точно смогу приехать.

Если конечно у меня будет ПРЦ-тест, справка о вакцинации и индивидуальный чип 5G.





Tags: Черногория, капитализм, кризис
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Приговорное...

    ( с) Житель Перми, который в 17 лет насмерть сбил девушку на пешеходном переходе шоссе Космонавтов, выходит из колонии. Меру наказания для Адила…

  • Галопом по Европам #507

  • Вагонные споры последнее дело...

    Вспомнилось история. Наверное предстоящими выборами навеяло. Однажды перемещаюсь по нашей стране в поезде "Россия".…

  • Вколотельное...

    ( с) В Москве мужчина вколол 15-летней девочке неизвестную жидкость. С её слов, на улице Головачёва в Люблине мужчина спросил у неё дорогу,…

  • Вся современная Россия в одной заметке...

    ( с) Двое пьяных подростков врезались друг в друга на скутерах в Пензенской области. 15-летняя пассажирка одного из них (на фото) скончалась. Ещё…

  • Картинка дня...

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments